Герасимова Елена - психолог, семейный психолог, гештальт-терапевт

Аутизм в семье о обществе

 Аутизм… В нынешнее, социально направленное времяпонятие очень распространенное, если не сказать «модное». Очень многиепубличные люди, политики, СМИ распространяют информацию о расстройствеаутистического спектра (далее РАС). Но на самом деле мало кто из них имеютреальное представление об этом феномене. Я пишу эту статью не только для педагоговкоррекционного образования и даже не для родителей детей с РАС, а для людей,которые живут в обществе, где есть и другие, особенные дети, а так же для психологов,которые сталкиваются с подобной ситуацией в своей практике.

Родители, духовные люди, не понимая, что происходит сребенком, начинают верить, что дети с аутизмом прибыли к нам из другихцивилизаций, другие называют их «дети – индиго», третьи считают, что аутизмзаразен и нельзя подпускать к таким детям «здоровых» детей, четвертые простоотказываются видеть и верить, что ребенок другой, продолжая предъявлять кребенку невыполнимые для него требования. Один служитель Церкви долгое времяпытался изгнать Дьявола из ребенка своих родственников, который имел РАС.

Кто они, дети с аутизмом? В первую очередь – они ДЕТИ!Дети, которые имеют такие же права, и должны иметь такие же возможности, что идругие дети. В последнее время СМИ рассказывают, про подростков, имеющихаутизм. Говорят про успехи и таланты, сопровождающие детей с РАС. Всё это,конечно, правда. Но есть и другая правда, другая сторона этой медали, болеегорькая и неприглядная. Ее не принято освящать. А  что там? Там боль, страх, отчаяние родителей.Их ребенок имеет РАС. Ребенок, который родился как будто бы здоровый, рос иразвивался до полутора лет обычно, в рамках принятых норм. Знаете, какродители, пришедшие на консультацию пытаются убедить психологов, что это неаутизм? Они все, как под копирку, говорят одни и те же слова: «Он(а) начал(а) говорить очень рано, примерно вгод. Потом где-то после полутора – двух лет речь стала пропадать, перестал(а)отзываться на имя, смотреть в глаза. Ведет себя так, как будто мы ему ненужны». Очень сложно потом психологам после проведенной диагностики выноситьвердикт, от которого родители хотят спрятаться за неверием и надеждами.

Позже начинается терапия и коррекция. Родителямпридется пройти через все стадии переживания горя, прежде, чем посмотреть на своегоребенка другими глазами, принять его и начать помогать ЕМУ, а не СЕБЕ. Почему ятак говорю? Из профессионального опыта могу сказать, что во многих случаяхродители под видом помощи своему ребенку, конечно, неосознанно, пытаютсяудовлетворить свои потребности и амбиции. Что хочется любому родителю? Чтобыребенок был успешен, если не гениален, то, хотя бы, как все, чтобы учился,общался, развивался, был опорой для родителей. Что хотят родители ребенка,который ведет себя  не так, как другиедети, кричит, валяется на полу, кусает себя и бьется головой, который ходитбосиком по улице, не хочет стоять в очереди и убегает на улице? Ребенок,который не разговаривает, а для получения желаемого объекта устраиваетистерику. Чаще всего такие родители хотят скрыться, спрятаться, чтобы их никтоне видел. Родители хотят, чтобы ребенок успокоился, замолчал, не привлекал ксебе и к родителям внимания. Родители в этот момент испытывают чувства, которыеиз-за хронического течения превращаются в токсические переживания, наносящиевред родителю. Это чувства стыда перед другими людьми за поведение ребенка и зато, что «не смог(ла) родить здоровое потомство, значит я сам(а)неполноценный(ая)», чувство вины перед ребенком  и супругом, бессилие. Часто эти чувства,особенно бессилие вызывает другие разрушающие переживания:раздражение, злость, гнев и ярость на объект, который делает взрослыхбессильным, то есть ребенка с аутизмом. Здесь родители выбирают привычные длясебя и легкие пути воздействия, они иногда чередуются в одной семье. Один путьчерез физическое наказание, жестокость, проявление бесправия для ребенка. Такимспособом родители справляются со своим бессилием. Другой путь черезвседозволие, попустительство и гиперопеку ребенку. Таким способом родителисправляются со своим чувством вины перед ребенком. Оба эти способа ведут кувеличению проявление нежелательного поведения ребенка, что порождает усилениепереживания токсичных чувств у родителей.

Задача психолога, работающего с семьей помочь найтиопоры и ресурсы взрослым, чтобы они смогли отделить свои потребности отпотребностей своего ребенка. Сколько раз я слышала от родителей во времяобсуждения альтернативных способов коммуникации для ребенка с аутизмом: «Что, он будет, как ненормальный карточку мнепоказывать, когда есть захочет? А если это в автобусе будет? Все же увидят!» То есть они больше бояться того,что им будет стыдно за то, что ребенок по другому общается, но не за то, что еслине понять его потребность он устроит истерику в этом самом автобусе и семьепридется выйти. Не все родители понимают в этот момент, что истерика ребенка –это способ его коммуникации, тот, который он освоил, который быстрее всегоприводит к результату, так как родители быстрее всего на это реагируют. Это менеестрашный способ для семьи, потому что он привычный и предсказуемый. Гораздострашнее применять что-то новое, неизведанное, непредсказуемое. А больше в этойситуации родителей страшит необходимость собственного изменения, применениесобственных усилий, контроля за собой. Ведь в психотерапии давно известно, чтобычто-то изменить в своей жизни бесполезно пытаться изменить другого. Необходимоначать менять себя, научиться чувствовать, осознавать, принимать решения,действовать и брать на себя ответственность. А с этим не каждый справляется.

И так мы дошли до главного – до переживания тревоги,беспокойства, раздражения, бессилия и проявления агрессии при неизвестности,неопределенности и непредсказуемости в определенных ситуациях. Что же чувствуютдети и взрослые люди с аутизмом? Почему они себя ведут по другому, нежелиостальные люди? Дело в том, что мы не всегда знаем, как удовлетворить ихпотребности, связанные с их особенностями.

Какие потребности испытывают дети с аутизмом? Такиеже, как и другие дети, так как мы с вами уже говорили, что это в первую очередьДЕТИ. Их потребности целиком и полностью соответствует иерархии по Маслоу, гдена базовом уровне находятся физиологические потребности (удовлетворение голода,жажды, выделение, сон и др.), выше социальные (общение, любовь) и замыкаетвершину потребности самовыражения (обучение, достижение успеха и т.п.). Естьеще важная потребность, которая относится к базовым, это потребность вбезопасности. Для ребенка с аутизмом, чтобы чувствовать себя в безопасности оченьважно понимать, что происходит, когда это начнется и закончится, что будетпотом, кто в этом будет участвовать и т.д. В этой ситуации для него важнапредсказуемость и определенность, что во много раз снижает чувство тревоги,вызывающее панику и как следствие нежелательное поведение ребенка. Это связанокак раз с особенностями восприятия мира ребенком с РАС. Следует также учитыватьпри удовлетворении любых потребностей человека с РАС его особенности сенсорноговосприятия. Дети с аутизмом, конечно, как и любые другие люди хотят есть, но некоторыеиз них, например, не могут есть крупы и зернистую пищу, так как этаконсистенция является раздражающей для слизистых ротовой полости, другие не могутесть мягкую пюреобразную пищу, т.к. не чувствуют ее во рту и начинают давитьсяедой. Третьи предпочитают еду определенного цвета, так как именно такая едавоспринимается ими, как безопасная. Ребенок с РАС может бытьгиперчувствительным и не переносить прикосновение к себе других людей илииспытывать сильное раздражение из-за трения ярлычков от одежды, которые другиелюди не чувствуют. Или, напротив, ребенок может быть гипочувствительным ипытаться постоянно восполнить недостающие для себя ощущения, например, ходитбосиком по улице, тянет в рот разные, в том числе, и несъедобные предметы, нечувствовать, что опорожнился. Дети с аутизмом на самом деле хотят общаться,только они не знают как и очень боятся. Для общения они применяют привычные идейственные способы, например истерика вместо просьбы или отказа, агрессия илисамоагрессия для привлечения внимания. Ведь, наверняка, мама, которая болтаетпо телефону бросится к ребенку, который начал биться головой об стенку. Все этиособенности, присущие людям с аутизмом мешают их социализации, особенно, еслиобщество не готово принять инакость других людей.

Что я хотела сказать этой статьей? Понятие «нормы»очень субъективно, у каждого она своя. Человек, имеющий различные соматическиезаболевания, которые влияют на его жизнь, считается «нормальным» или нет?Например, если человеку удалили желчный пузырь, приглашая его в гости мыпытаемся учитывать особенности его здоровья и готовим диетические блюда.Человека с сердечно-сосудистыми заболеваниями мы стараемся не нагружатьфизическими нагрузками. Человека, страдающего от аллергии мы пытаемся оградитьот аллергена и не заведем хомяка, если его организм этого не перенесет. Мыпривыкли учитывать особенности других людей, если это соответствует нашимпредставлениям о «норме», если для нас это предсказуемо и понятно. Но можно лисказать, что организм этих людей работаем в «нормальном» режиме? Нет, но мыпринимаем. Так давайте же начнем видеть и учитывать особенности  других людей, которые для нас не всегдапонятны, предсказуемы, а поэтому устрашающие – людей с аутизмом. Давайте впишемих в некоторую разновидность нашего субъективного понятия «нормы», учитываяособенности их развития, как людей с аллергией или сердечно-сосудистымизаболеваниями! Если мы захотим их понять, принять, то они станут для нас предсказуемыми,а от того менее пугающими. Мы перестанем испытывать собственное бессилие, приобщении с детьми с аутизмом, а как следствие – будем меньше переживатьтоксические чувства, такие как злость, гнев, стыд и вину за их и собственноенесовершенство.

19 августа 2016 в 14:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.